Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск

Образы шаманок стихии огня в циклах романов А. В. Борисовой «Земля удаганок» и Р.Ф. Куанг «Опиумная война»

https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-2-15-28

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена возросшим интересом к образам шаманов в современ- ной фэнтези-литературе, особенно к женским персонажам-трикстерам, воплощающим архетипы медиаторов и носителей сакральной силы. Цель исследования – выявить и проанализировать особенности образов шаманок стихии огня в романах А. В. Борисовой «Земля удаганок» и Р. Ф. Куанг «Опиумная война», с учетом их символического, культурного и нарративного значения. Материалом для анализа послужили четырехтомный цикл А. В. Борисовой и трилогия Р. Ф. Куанг, а методологической базой – междисциплинарный подход, включающий герменевтику, мифокритику, семиотику и компаративистику. В исследовании используются концепции К. Г. Юнга об архетипах, идеи М. Элиаде о шаманской трансформации и классификация женских образов Ю. М. Лотмана. Архетипические особенности героинь, их связь с огненной стихией рассматриваются как символ трансформации, жертвы и власти. В результате выявлены два полюсных образа шаманок: Илинэ у А. В. Борисовой – гармоничный медиатор между мирами, воплощающий родовую память и духовное равновесие; Фан Рунин у Р. Ф. Куанг – разрушительная фигура, утратившая субъектность под влиянием архетипа огня. Обе героини иллюстрируют разные культурные трактовки шаманизма: якутскую как регенеративную, китайскоамериканскую – как апокалиптическую. Научная новизна заключается в сопоставлении образов шаманок разных культурных матриц, что позволяет выявить универсальные и локальные черты шаманского архетипа. Практическая значимость исследования определяется его применимостью в образовательной и научной деятельности по литературоведению и культурологии. Работа открывает перспективы дальнейшего изучения архетипических образов в межкультурной фэнтези-прозе. Кроме того, исследование способствует расширению научного диалога о трансформации традиционных мифологических структур в современной литературе.

Об авторе

О. И. Иванова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ИВАНОВА Оксана Иннокентьевна – к. филол. н., зав. каф. русской и зарубежной литературы, филологический факультет

г. Якутск

AuthorID: 329751



Список литературы

1. Самойлова В.Е. Трикстер и шаманизм. Казанская наука. 2012; 6:119-123.

2. Бурцева Ж.В. Жанровое своеобразие романа-олонхо А. Борисовой «Земля удаганок». В кн.: Эпосы народов мира: проблемы и перспективы сравнительного изучения: материалы Международной научной конференции, г. Якутск, 18-19 июня 2015 г. Якутск: Издательство СВФУ; 2015:63-64.

3. Желобцова С.Ф. Функционирование мифа в поэтике романа-олонхо «Земля удаганок» А. Борисовой. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013;12-1(30):84-87.

4. Данилова С.Н., Максимова В.В., Арчахова Н.В. Социокультурный комментарий к роману А.В. Борисовой «Земля удаганок». Вопросы национальных литератур. 2024;4(16):100107. doi.org/10.25587/2782-6635-2024-4-100-107. URL: https://www.litteraesvfu.ru/jour/article/view/162 (дата обращения: 25.04.2025).

5. Загребельная М.С. Элементы китайской мифологии в произведении Ребекки Куанг «Опиумная война». Modern Science. 2022;1-2:303-307.

6. Загребельная М.С. Историческая основа «Опиумной войны» Ребекки Куанг. Modern Science. 2022;1-2:310-312.

7. Куликов Е.А. Тема исторической памяти в романе Ребекки Куанг «Опиумная война». В кн. Языки истории и языки литературы. Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; 2022:210-222.

8. Куликов Е.А. Специфика репрезентации реальности в вымышленных художественных мирах (на примере фэнтезийных романов Ребекки Куанг и Фонды Ли). Филология и культура. 2022;3(6):99-105. doi.org/10.26907/2074-0239-2022-69-3-99-105

9. Куликов Е.А. Восток реальный и вымышленный в романе Р. Куанг «Опиумная война». Мир науки, культуры, образования. 2022; 6(97): 413-417. doi.org/10.24412/1991-5497-2022697-413-417

10. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. Москва: Издательство АСТ; 2020:496.

11. Элиаде М. Архаические техники экстаза. Москва: Академический проект; 2021:399.

12. Ковтун Н.В. Трикстер как герой нашего времени (На материале русской прозы второй половины XX–XXI века). Москва: ФЛИНТА; Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; 2022:408.

13. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII–начало XIX века). Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус; 2017:544.

14. Борисова А.В. Люди с солнечными поводьями. Москва: Издательство «Э»; 2016:416.

15. Борисова А.В. У звезд холодные пальцы. Москва: Издательство «Э»; 2016:610. URL: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/23790624/27643705/&art=23790624&user=167608286&uilang=ru&catalit2&track_reading&fb3_master= (дата обращения: 05.05.2025).

16. Федорова А.Р., Федоров С.И. Животные образы в шаманском культе и атрибутике в традиционной культуре якутов. Гуманитарный вектор. 2024;19(2):188-197.

17. Kuang R. The Poppy war. London: Harper Collins UK; 2018:544.

18. Куанг Р. Опиумная война. Москва: Эксмо; 2021:544.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова О.И. Образы шаманок стихии огня в циклах романов А. В. Борисовой «Земля удаганок» и Р.Ф. Куанг «Опиумная война». Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2025;(2):15-28. https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-2-15-28

For citation:


Ivanova O.I. Images of female shamans of the element of fire in the cycles of novels “The Land of the Udagans” by Ariadna Borisova and “The Poppy War” by Rebecca F. Kuang. Issues of National Literature. 2025;(2):15-28. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-2-15-28

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)