О генезисе эпического кода в эстетике Саха театра
https://doi.org/10.25587/2782-6635-2024-1-75-82
Аннотация
Новизна исследования состоит в литературоведческом анализе спектаклей Саха театра, определении эпического контента в современных сценических работах. Впервые обобщен материал творческого переосмысления западноевропейской, русской и якутской драматургий на путях формирования эстетического манифеста национального театра. Цель исследования заключается в выявлении эпического кода как ключа, раскрывающего рольмиссию Саха театра в духовной культуре народа. В задачи исследования входит: 1) раскрыть функциональность локального контента западноевропейской драматургии У. Шекспира и Б. Брехта, пьесы которых позволили творчески расшифровать код эпического наследия народа саха; 2) рассмотреть взаимодействие театра и прозы в опыте режиссерской инсценизации. В исследовании использованы методы историко-литературного, компаративистского и контекстуального анализов. В ходе исследования выявлен процесс движения театра к синтезу классического и эпического театрального искусства. Оценена значимость работы с прозаическими произведениями П. Ойунского, С. Курилова, Ч. Айтматова как концептуальной части манифеста якутского театра.
Ключевые слова
Об авторах
С. Ф. ЖелобцоваРоссия
ЖЕЛОБЦОВА Светлана Федотовна – к. филол. н., доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы Филологического факультета
г. Якутск
С. Н. Барашкова
Россия
БАРАШКОВА Светлана Николаевна – к. филол. н., доцент кафедры восточных языков и страноведения Института зарубежной филологии и регионоведения
г. Якутск
Список литературы
1. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – Москва, 1990. – URL: https://www.labirint.ru›books/losev_dialektikamifa/ (дата обращения: 02.03. 2023).
2. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа. – URL: http://ihtika.ru›meletinskiy-em-poetika-mifa-1976-203с. (дата обращения: 02.03. 2023).
3. Джалилова, Ф. М. Вопросы методологии театроведческого исследования. – URL: https://cyberleninka.ru›article›voprosy-metodologii (дата обращения: 10.04. 2023).
4. Хамдамова, С. C. Мифологические образы и проблема художественности в классической литературе / С. С. Хамдамова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – № 3 (7). – 2010. – 159. – URL: https://www.gramota.net›materials›2010› (дата обращения: 10.04. 2023).
5. Барбой, Ю. М. К теории театра / Ю. М. Барбой. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2008. – URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-criticism/348586-yuriy-barboy-k-teorii-teatra.html (дата обращения: 05. 04. 2023).
6. Брехт, Б. Новые принципы актерского искусства // Б. Брехт // Театр. Пьесы, статьи, высказывания: в 5-ти т. – Москва : Искусство, 1965. – Т. 5: в 2-х кн. – Кн. 2. – С. 102–131.
7. Рудницкий, К. Л. Спектакли разных лет / К. Л. Рудницкий. – Москва, 1974. Teatr-lib.ru – URL: http://teatr-lib.ru›Library›Rudnitsky›perfor.с.301 (дата обращения: 02.03. 2023).
Рецензия
Для цитирования:
Желобцова С.Ф., Барашкова С.Н. О генезисе эпического кода в эстетике Саха театра. Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2024;13(1):75-82. https://doi.org/10.25587/2782-6635-2024-1-75-82
For citation:
Zhelobtsova S.F., Barashkova S.N. On the Genesis of the Epic Code in the Aesthetics of the Sakha Theater. Issues of National Literature. 2024;13(1):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-6635-2024-1-75-82