Образ “ворона” как связующий танатопоэтический элемент баллад «Три побоища» А. К. Толстого и «Поле битвы при Гастингсе» Г. Гейне
https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-1-22-30
Аннотация
Цель представленной статьи – рассмотреть специфику реализации танатологических мотивов и образов баллады А. К. Толстого «Три побоища», а также выявить влияние немецкого романтизма на балладное творчество А. К. Толстого, доказать типологические схождения двух произведений «Три побоища» и «Поле битвы при Гастингсе». В центре исследования находится образ «ворона», который рассматривается как ключевой поэтологический элемент, обеспечивающий связь между двумя произведениями. Анализ показал, что образ ворона, традиционно несущий танатологическую нагрузку, по-разному реализуется в двух балладах: у Гейне он предстает как часть зловещего пейзажа, в качестве наблюдателя битвы, в то время как в балладе А. К. Толстого ворон наделяется активной ролью рассказчика, передающего информацию о событиях. Он не просто свидетельствует о смерти, но и продолжает повествование, начатое Гейне. Автор исследования приходит к выводу, что Толстой не просто заимствует образ ворона, но переосмысляет его, наделяя новыми функциями и делая ключевым элементом в формировании общего художественного замысла. Работа доказывает существование типологических схождений между балладами, где образ ворона, трансформируясь и расширяя свои функции, становится неотъемлемой частью межлитературной связи между двумя произведениями.
Об авторе
Д. С. КорбанковаРоссия
Корбанкова Дарья Сергеевна – аспирант кафедры литературы,
г. Калуга.
AuthorID: 1243732.
Список литературы
1. Антюхов А.В., Шаравин А.В. От немецко-австрийских образцов к воплощению славянской картины мира в балладах А. К. Толстого. Вестник Брянского государственного университета. 2017;32(2).
2. Шешнева Т.Н. Творчество А.К. Толстого в контексте русско-немецких литературныхи историко-культурных связей: Дис. … канд. филол. наук. Саратов. 2007:190.
3. Сухотин М. Жадные грачи (о работе графа А. К. Толстого с литературным образцом)// [Электронный ресурс]. URL: https://frkr.ru/FRIENDS/SUHOTIN/Statji/Grachi.html (дата обращения: 03.12.2024).
4. Жинкин Н.П. А. К. Толстой и Гейне. Ленинград;1934.
5. Корбанкова Д.С., Танатологические образы и мотивы в творчестве А.К. Толстого и И.В. Гете (на примере баллад «Слепой» и «Певец»). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2024;17(1).
6. Гейне Г. Стихотворения. Поэмы. Проза. Москва: Художественная литература; 1971:832.
7. Гусева Е.В. Роман «Пруд» А. М. Ремизова: поэтика двоемирия: поэтика двоемирия: Дис. ... канд. филологических наук. Йошкар-Ола, 2006:216. РГБ ОД, 61:06-10/1006
8. Толстой А.К. Полное собрание сочинений и письма: в 5 т. Москва; 2018;5:751.
9. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Москва: Прогресс-Академия; 1992:528.
10. Барышникова И.Ю. Апокалиптический образ падающей звезды (кометы) в русской поэзии. Теория и практика общественного развития. 2012;(2). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/apokalipticheskiy-obraz-padayuschey-zvezdy-komety-vrusskoy-poezii (дата обращения: 03.12.2024).
11. Кисткина Ю.М., Шестеркина Н.В. Образ тумана в англоязычных художественных текстах // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – Т. 12, № 5. – С. 193-217. – DOI: 10.12731/2077-1770-2020-5-193-217. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44389792 (дата обращения: 03.12.2024).
12. Радзивиловская летопись. [Электронный ресурс]. URL: https://runivers.ru/bookreader/book580522/#page/4/mode/1up (дата обращения: 03.12.2024).
13. Токарев С.А. (ред.). Мифы народов мира: В 2 т. Т. 2. Москва: Советская энциклопедия; 1987:671.
14. Левкиевская Е. Мифы русского народа. Москва: Астрель; 2000:536.
15. Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь. Москва: Гнозис; 2004:318.
Рецензия
Для цитирования:
Корбанкова Д.С. Образ “ворона” как связующий танатопоэтический элемент баллад «Три побоища» А. К. Толстого и «Поле битвы при Гастингсе» Г. Гейне. Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2025;(1):22-30. https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-1-22-30
For citation:
Korbankova D.S. The image of raven as a connecting thanatopoeic element in the ballads “Three Massacres” by Aleksey Tolstoy and “The Battlefield of Hastings” by Heinrich Heine. Issues of National Literature. 2025;(1):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-6635-2025-1-22-30