ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Данная статья посвящена изучению стихотворений Буркита Искакова, выдающегося поэта казахского народа, ученого, общественного деятеля, представляющего интересы нации, продолжателя идеи Алаша, основателя партии «Есеп» (Партия граждан, любящих свою страну). На основе поэзии Б. Искакова в данной статье анализируются тюремное творчество, концептуальные смыслы, сущность произведений, написанных в тюрьме, их система, мировоззрение автора. В ходе исследования определяются особенности стихотворений тюремной тематики, выражение национального духа и доверия, особенности философских мотивов. Если в национальном литературоведении широко рассматриваются представления о тюремном цикле творчества, тюремной поэтике, то в казахской литературоведческой науке это одна из нераскрытых тем. Через стихи Б. Искакова мы видим присущие поэту целеустремленный дух, потаенные мечты, чувства, доброту, уважение к стране и земле. В статье использованы методы сбора, систематизации, сравнения, концептуального анализа, обобщения. Цель статьи – ознакомление с гражданской деятельностной позицией поэта, анализ исторической правды в лирике поэта, понимание через его стихотворения таких сложных понятий казахской литературоведческой науки, имеющих огромное значение для казахского народа, как «тоталитаризм», «репрессии», «ГУЛАГ», «реабилитация». Вместе с тем в этой статье проводится сравнение стихотворений поэта с записями других поэтов-писателей, ученых-исследователей. Научная новизна статьи объясняется тем, что в современной литературоведческой науке лагерная тематика в поэзии все еще требует дальнейшего изучения. Результаты исследования можно использовать в исследовательских работах по направлениям «История казахской литературы», «Литературная критика».
В данной статье впервые анализируется на конкретных литературных примерах романа «Стремнина великой реки» Монгуша Кенин-Лопсана тема Великой Отечественной войны. Тему Великой Отечественной войны писатель Монгуш Кенин-Лопсан раскрывает разными литературными средствами, такими как динамическое повествование, диалоги, монологи, лирические отступления (или воспоминания), авторские ремарки. Большую роль играют лирические отступления, которые автором использованы для выделения, углубления той или иной ситуации, качеств героев, авторской мысли. Целью данной статьи является исследование тематики данного произведения на конкретных примерах романа. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач: вопервых, определить тему романа в целом, во-вторых, выявить на конкретных примерах произведения путем анализа обоснование обращения к теме Великой Отечественной войны.
Цель представленной статьи – рассмотреть специфику реализации танатологических мотивов и образов баллады А. К. Толстого «Три побоища», а также выявить влияние немецкого романтизма на балладное творчество А. К. Толстого, доказать типологические схождения двух произведений «Три побоища» и «Поле битвы при Гастингсе». В центре исследования находится образ «ворона», который рассматривается как ключевой поэтологический элемент, обеспечивающий связь между двумя произведениями. Анализ показал, что образ ворона, традиционно несущий танатологическую нагрузку, по-разному реализуется в двух балладах: у Гейне он предстает как часть зловещего пейзажа, в качестве наблюдателя битвы, в то время как в балладе А. К. Толстого ворон наделяется активной ролью рассказчика, передающего информацию о событиях. Он не просто свидетельствует о смерти, но и продолжает повествование, начатое Гейне. Автор исследования приходит к выводу, что Толстой не просто заимствует образ ворона, но переосмысляет его, наделяя новыми функциями и делая ключевым элементом в формировании общего художественного замысла. Работа доказывает существование типологических схождений между балладами, где образ ворона, трансформируясь и расширяя свои функции, становится неотъемлемой частью межлитературной связи между двумя произведениями.
В данной статье исследуются романы-«размышления» К. Вольф. «Франкфуртские лекции», «Кассандра», «Медея», «Авария» и «Размышления о Кристе Т.», в которых автор, беседуя с читателем, обсуждает различные проблемы и, вместе с тем, расширяет границы современной ей прозы. В ее произведениях сочетаются фантастика и публицистика, реальность и выдумка, история, мифы и современность соединяются в единое целое. Романная форма «размышления» объединяет в себе все элементы жанра. Поэтому мы предполагаем, что романы-«размышления» – это отдельный литературный жанр. В рамках новой поэтики появилась необходимость объяснения читателю, воспитанному в традициях реалистического искусства, причин обращения к непривычной для него нарративности: эссеистичности повествования. Помимо «размышлений» о творчестве предшественников, К. Вольф создает свои произведения в форме собственных «размышлений» над глобальными проблемами прошлого и современного ей бытия, но при этом обращается к мифам. Посредством мифов как интертекстов К. Вольф выражает свой взгляд на современную ей жизнь. Сюжеты мифов подталкивают К. Вольф на «размышления…».
Научная новизна и актуальность статьи обусловлены пониманием проблемы мифологического пространства севера в лирике Н. Гумилева как достаточно неоднозначной, не вмещающейся в рамки только акмеистской эстетики и поэтики, и вместе с тем принципиально важной для определения эволюции творчества поэта. Динамика творчества поэта определялась эволюцией представлений автора от символизма до акмеизма. В статье уточнено представление о мифопоэтике Гумилева: для ранней лирики поэта 1905–1907 гг. характерно рассмотрение северной тематики в контексте архаической героики: север как место героических испытаний. Поэтический образ севера в поздней гумилевской поэзии 1917–1918 гг. перерастает фольклорную интерпретацию, в нем прочитывается глубинная мифологическая семантика матери-земли как сакрального источника российского самосознания. Художественным результатом обращения Гумилева к северной тематике становится создание стихотворений, восходящих к глубинной мифологической семантике. В статье преимущественно использован имманентный анализ художественного текста.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА. ПОЭТИКА
Стихосложение представляет собой сложный и теоретически недостаточно изученный раздел балкарского литературоведения. Проблема организации стихотворного ритма, к которой обратился автор работы остается одной из ключевых проблем литературного творчества, имеющей как теоретическое, так и практическое значение. Автором высказано мнение, что изучение стихосложения необходимо для понимания специфики поэтического языка и художественной формы поэтических произведений, а также для решения общих вопросов развития литературы. Без накопления эмпирических данных, наблюдений и выводов в этой области невозможно всесторонне исследовать такие важные аспекты литературного процесса, как взаимодействие традиций и новаторства в поэзии, специфика национальной формы современной балкарской литературы, влияние тюркоязычных литератур на развитие национальной поэтической традиции. Недостаточная изученность ключевых компонентов ритмики балкарской поэзии препятствует глубокому пониманию художественной формы поэтических произведений и своеобразия стихотворного языка национальных авторов.
Актуальность статьи связана с определением роли книги-сказки А. Борисовой в современной детской литературе, которая продолжает оставаться малоисследованной. Жанр литературной сказки в якутской прозе рассматривается критикой в рамках традиционного литературоведческого анализа. Новизна проблематики статьи обосновывается исследованием сказочного контента на основе сопоставительного анализа «Подарок Феи Фантазии» с избранными произведениями западноевропейской новеллистики, авторской трансформации интертекста и реинтерпретации духовных ценностей народа саха. Целью исследования является осмысление семантических особенностей поэтики книги А. Борисовой, ее места в современной литературе для детей. Задачи анализа состоят, во-первых, в определении доминанты новеллистического принципа жанрового структурирования текста автором. Во-вторых, выявить эстетическую роль интертекста в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста на основе активизации их интеллектуального потенциала. В работе используется сравнительно-исторический метод, расширяющий исследовательские границы статьи, методический прием «медленного чтения». Анализ разновременного и разностилевого материала позволяет сделать заключение о своеобразии поэтики книги сказок «Подарок Феи Фантазии», ее стилевой атмосферы в контексте творческой индивидуальности автора. Наблюдения и выводы статьи могут быть функциональными для расширения проблематики новой литературной критики и духовного воспитания юного читателя.
В 2025 г. исполняется 220 лет со дня рождения легендарного героя народа саха Василия Федорова–Манчаары. Непокорный борец против социальной несправедливости XIX в., неоднократно арестованный и сбегавший из тюрем, Манчаары славится как защитник бедных и угнетенных, как сказитель, поэт-импровизатор. Нелегкая доля, которая выпала на юного Манчаары, трактуется по-разному. В дореволюционное время про него, как одного из наиболее ярких и интересных личностей в истории Якутии, были опубликованы первые информации. Написаны художественные произведения политссыльными, последователями декабристов и якутскими писателями. А. Е. Кулаковский обобщил и систематизировал легенды о Манчаары. Его произведение состоит из самостоятельной группы текстов, основанных на устных преданиях. Талантливый сибирский поэт Матвей Александров, чье творчество почти забыто, написал поэму о Манчаары еще при жизни героя. В поэме использовал большое количество якутских слов, из этого можно делать вывод, что он достаточно хорошо знал быт якутов. Интерес вызывает и вторая поэма с аналогичным названием «Якут Манчара», написанная тоже славянским поэтом Н. Ф. Борисовским. Про Манчаары писали политссыльные В. Л. Серошевский, В. Г. Короленко. Драма «Разбойник Манчары» В. В. Никифорова – первое произведение якутской драматургии. Ценным источником является документальный рассказ М. Н. Терешкина со слов очевидца эпизодов жизни современника народного героя. В cтатье систематизируются биобиблиографические данные о жизни Манчаары, представляется его фольклорный и художественный образ в текстах конца XIX в.