Татарские романические дастаны: причины распространения и особенности, характерные для письменных и устных вариантов
Аннотация
У каждого народа свой путь и история к достижению грамотности. Татары Поволжья достигли этого успеха довольно рано. Умение читать и писать открыло для них новые возможности. Одним из них является знакомство с литературой других народов, а также распространение определенных произведений в этой местности. Интересно отметить, что поэмы постепенно становились фольклорными произведениями, переходя из уст в уста или в письменной форме. Народ обогатил их национальными красками, таким образом, появились фольклорные версии - дастаны этих литературных произведений.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения особенностей татарских романических дастанов. Материал для исследования составляют тексты дастанов любовного характера, бытующие у татар, как «Лейла и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Сайфульмулюк», «Кузы-Курпяч и Баян-сылу», «Сказание о Йусуфе».
Цель статьи – выявить причины распространения и популярность любовных дастанов на территории Поволжья, определить особенности, которые еще не были обнаружены. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: рассмотрена история просвещения татарского народа; раскрыты качества героев и их духовные ценности в татарском романическом эпосе; проанализированы произведения Средневековых поэтов, которые являются литературными версиями любовных дастанов.
В данной статье применяются сравнительно-сопоставительный и историко-типологический методы.
Об авторе
Г. Р. ХусайноваРоссия
ХУСАЙНОВА Гульнира Разифовна – аспирант отдела народного творчества обособленного структурного подразделения АН Республики Татарстан
Казань
Список литературы
1. Гургани Фахриддин Вис и Рамин [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/poetry-/poetry/21812-fahriddin-gurgani-vis-i-ramin.html
2. Гянджеви Низами Лейли и Меджнун [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=130843&p=4
3. Гринцер П. А. Две эпохи романа (вводная статья) // Генезис романа в литературах Азии и Африки. Национальные истоки жанра. М: Наука, 1980. С. 3-14.
4. Давлетшин Г. М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление и развитие). – Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. – 431с., с табл. и рис.
5. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. – 320 с.
6. Миннегулов Х. Ю. Тюркское народное творчество. – Казань, 2014. – 60 с.
7. Мухаметзянова Л. Х. Татарской эпос: книжные дастаны. – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2014. – 380 с.
8. Неклюдов С. Ю. От эпоса к роману // Неклюдов С. Ю. Героический эпос монгольских народов. – М.: Наука, 1984. – С. 251-267.
9. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Русский язык и литература». – М., «Просвещение», 1971.
10. Татар әдәбияты тарихы: 6 томда. Казань: Таткнигоиздат, 1985. – Т.2. – 568с.
11. Татар халык иҗаты. Дастаннар. – Казан: Татар.кит. нәшр., 1984. – 384 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хусайнова Г.Р. Татарские романические дастаны: причины распространения и особенности, характерные для письменных и устных вариантов. Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2021;(4):40-47.
For citation:
Khusainova G.R. Tatar romantic dastans: reasons for the spread and features characteristic of written and oral variants. Issues of National Literature. 2021;(4):40-47. (In Russ.)