Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск

Генетически и типологически родственные сюжеты о шаманах в национальных литературах (на примере произведений алтайских и якутских писателей)

https://doi.org/10.25587/litteraesvfu.2022.13.64.008

Аннотация

В статье исследуются генетически и типологически родственные сюжеты о шаманах и сакральный вещный мир шаманов в прозаическом и поэтическом корпусах художественных произведений алтайских и якутских писателей. В сравнительно-сопоставительном аспекте рассматриваются авторские стратегии в изображении образов шаманов. Обращается внимание на сцены шаманских мистерий, жанровые и языковые особенности литературных камланий (повторы, анафоры, синтаксический параллелизм, экспрессивные слова), «вещный мир шаманов» (ритуальная атрибутика), сюжеты и эпизоды, также представления шаманов о Вселенной и мироустройстве. В заключении на примере произведений алтайских и якутских писателей проведена классификация генетически и типологически родственных сюжетов о шаманах в национальных литературах и шаманской атрибутики, которые позволяют выявить этнокультурные особенности. Авторами статьи выявлена генетическая связь шаманских сюжетов – этнографические реалии и традиционная шаманская ритуальная атрибутика как маркеры мотивов выполняют сюжетообразующую функцию повествования (вещный мир шаманов как художественная индивидуализация героев и единая система предметного мира). Например, комплекс знаковых вещей и предметов: одежда, помощники шаманов (птицы, звери, люди), бубен и др.

В исследуемых произведениях наблюдаются вкрапления мифов и преданий в художественную канву произведений, выполняющие сюжетообразующую и характерологическую функцию, а также функцию индивидуализации героев. В творчестве писателей национальных литератур благопожелание и камлание являются художественными приемами и элементами поэтики произведений. Отмечается и типологическая связь – гонения и истребление шаманов в период Джунгарского ханства, которые нашли отражение в произведениях Д. Б. Каинчина и Б. У. Укачина, в период советской власти борьба с шаманизмом находит художественное отражение в произведениях Дибаша Каинчина, Аржана Адарова, Бориса Укачина, В. С. Яковлева-Далана и И. М. Гоголева-Кындыл, где раскрывается жизнь начала XX в., периода революции, гражданской войны и репрессии, описываются сложные судьбы шаманов. А в эпоху перемен на рубеже XX-XXI вв. национальные писатели переносят в художественную литературу образы и сюжеты о шаманах XVI, начала XVIII-XX вв. из мифов, народных легенд и преданий. Так, образ шамана является сквозным для всех периодов развития национальных литератур.

В работе использованы сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, герменевтический методы.

Об авторах

У. Н. Текенова
Горно-Алтайский государственный университет, НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова
Россия

ТЕКЕНОВА Ульяна Николаевна – к. филол. н.

г. Горно-Алтайск



С. В. Иванова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

ИВАНОВА Саргылана Владимировна – к. филол. н., доцент кафедры стилистики якутского языка и русско-якутского перевода Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ

г. Якутск



Список литературы

1. Адаров А. О. Ӧлӱмниҥ чаҥкыр кужы (Синяя птица смерти). Горно-Алтайск, 2002. – 752 с.

2. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев (Репринтное издание). Горно-Алтайск: Ак чечек, 1994. – С. 33.

3. Баршт К. А. Русское литературоведение XX в. Ч. 1. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. – 336 с.

4. Гоголев-Кындыл И. М. Черный стерх: Роман / Пер. с якут. Д. Чупрыня. М.: Советская Россия, 1984. – 270 с.

5. Гоголев Иван. Хара Кыталык: роман. – Дьокуускай, Бичик, 2008. – 912 с.

6. Далан-Яковлев В. С. Тыгын Дархан. Исторический роман. – Якутск: Бичик, 1993. – 512 с.

7. Жулева А. С. Мифопоэтическая модель мира в ненецкой литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2019. – 328 с.

8. Каинчин Д. Б. Баш ла болзын, ӱй кижи… (Благодарю тебя, женщина…) // Ол јараттаҥ. Горно-Алтайск, 1980. – 223 с.

9. Каинчин Д. Б. Ӱстибисте Ӱч-Сӱмер (Над нами Белуха). Горно-Алтайск, 2003. – 491 с.

10. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Научные труды. (Публикации 1928-1929). Якутск: Творческо-производственная фирма «Север-Юг», 1992. – 312 с.

11. Непомнящих Н. А. Литература и вопросы этнокультурной идентичности: тема шаманизма и сюжеты о шаманах в творчестве писателей Сибири // Сибирский филологический журнал. № 4, 2019. – С. 180-186.

12. Ноева С. Е. Поэтика геокультурного ландшафта в якутском романе второй половины ХХ века. – Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2017. – 125 с.

13. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Ленинград: Наука: Ленинградское отделение, 1991. – 321 c.

14. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. –175 с.

15. Семенова В. Г., Андросова Н. В. (2020) Шаман как Пророк в лирике Алампы // Филология: научные исследования. № 12, 2020. – С. 168-177.

16. Сивцева-Максимова П. В. Поэтика классической якутской поэмы // Вестник Бурятского государственного университета. № 10, 2013. – С. 135-141.

17. Софронов А. И. Сочинения: в 4-х томах. Якутск: Бичик, 2005. Т. 1: Стихотворения, поэмы (1912-1927). – 544 с.

18. Тыгын Дархан: роман / Далан; авториз. пер. с якут. А. Е. Шапошниковой. Якутск: Бичик, 1994. – 432 с.

19. Убрятова Е. И. Исследования по синтаксису якутского языка. II. Сложное предложение. Книга 2-я. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1976. – 379 с.

20. Укачин Б. У. Камныҥ тӱҥӱри. Горно-Алтайск, 1993. – 174 с.

21. Федоров В. Н. «Служители трех миров» https://libking.ru/books/religion-/religion-esoterics/142629-vladimir-fedorov sluzhiteli-treh-mirov.html

22. Хазанкович Ю. Г. «Я – сын последнего юкагирского шамана» // Литературная Россия. 22.05.2022. № 2009 / 41. https://litrossia.ru/item/3839-oldarchive/

23. Алтай кеп куучындар. Ямаева Е. Е., Шинжин Т. Б. Горно-Алтайск. 1994. – С. 151-168.

24. Ямаева Е. Е. Духовная культура алтайцев (Эпос, миф, ритуал): специальность 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»: автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Горно-Алтайск, 2002. – 41 с.

25. Ямаева Е. Е. Устная повествовательная традиция алтайцев (Миф. Эпос. Ритуал). // История алтайской литературы, Книга 1. – Горно-Алтайск, 2004. – С. 29-36


Рецензия

Для цитирования:


Текенова У.Н., Иванова С.В. Генетически и типологически родственные сюжеты о шаманах в национальных литературах (на примере произведений алтайских и якутских писателей). Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2022;(4):71-87. https://doi.org/10.25587/litteraesvfu.2022.13.64.008

For citation:


Tekenova U.N., Ivanova S.V. Genetically and typologically related stories about shamans in ethnic literatures: the case of works by Altai and Yakut writers. Issues of National Literature. 2022;(4):71-87. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/litteraesvfu.2022.13.64.008

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)