Анализ романа Е. Водолазкина «Авиатор» в старших классах общеобразовательной школы
https://doi.org/10.25587/2782-6635-2023-3-18-27
Аннотация
Изучение семиотического пространства литературы до сих пор остается интересным и востребованным, а семиотический анализ зарекомендовал себя как достаточно удачный метод в копилке методов учителя литературы в школе. В статье автор исходит из необходимости использования базирующегося в большей степени на семиотическом рассмотрении комплексного анализа художественного текста, включающего помимо семиотического, анализ биографического контекста и частично филологический анализ, в старших классах средних общеобразовательных школ. Автор обосновывает необходимость введения такого метода при изучении современной литературы, показывая его на примере комплексного анализа романа Е. Водолазкина «Авиатор». Таким образом, целью исследования является описание применения метода семиотического анализа (в комплексе с другими) произведений художественной литературы в курсе литературы в старшей школе. Актуальность выбранной темы в новизне исследуемого материала – текста романа. Современная литература все еще нуждается в комплексном изучении. Новизна статьи состоит выбранном подходе к анализу романа с использованием семиотического арсенала средств, а также в описании применения материала романа в учебном плане на уроках литературы в старшей школе. Используя методы семиотического, филологического и контекстного анализа, автор разработал план урока по литературе для 11 класса общеобразовательной школы. Этот план может быть использован на практике, что позволит дополнить и расширить школьное изучение современной литературы актуальным новым автором. По итогам анализа был сделан вывод, что такого рода комплексный анализ современной художественной литературы может выявить линии взаимосвязи и преемственности с классической литературой. Нахождение таких интертекстуальных связей как с русской классической, так и с мировой литературой позволит учащимся выстроить логичную и связную картину развития литературного процесса вплоть до современного этапа. По итогам анализа сделан вывод о дидактической применимости текста романа в практике преподавания литературы, а сам роман представлен в рамках анализа как достаточно сложное и насыщенное художественное произведение в смысловом отношении, предполагающее многочисленные интерпретации.
Об авторе
Е. Б. КоломейцеваРоссия
к. филол. н., доцент кафедры интенсивного обучения
русскому языку как иностранному
Список литературы
1. Сырица, Г. С. Филологический анализ художественного текста : учебное пособие / Г. С. Сырица. – Москва : Флинта, 2021.– 7-е изд.
2. Знаковые имена современной русской литературы : Коллективная монография / под редакцией А. Скотницкой и Я. Свежего. – Т. 2. – Краков : Издательство Ягеллонского университета, 2019. – 625 с.
3. Жолнеркевич, Н. Н. Методологические аспекты семиотики текста Ю. М. Лотмана / Н. Н. Жолнеркевич // Философия. – № 3. – 2004. – С. 50–54.
4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва : Искусство, 1986. – 445 с.
5. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Семиосфера / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Азбука, 2016. – 448 с.
6. Маркович, В. М. Петербургские повести Н. В. Гоголя : Монография / В. М. Маркович. – Ленинград : Художественная литература, 1989. – 210 с.
7. Осипова, Н. О. Структурно-семиотический подход как аспект методологии гуманитарного знания / Н. О. Осипова // Культурологический журнал. Электронное издание. – 2011. – № 3 (5). – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/79.html. (Дата обращения: 05.08.2023).
8. Ланцевская, Н. Ю. Семиотический анализ как методологический прием изучения литературы / Н. Ю. Ланцевская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 1 (53). – С. 105–107.
9. Есаулов, И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя) / И. А. Есаулов. – Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 1995. – 102 с.
10. Семенов, А. Н. Семиотический анализ текста / А. Н. Семенов // Образование Югории. Сетевой научный журнал. – 2016. – № 3/41. – С. 146 160.
11. Батина В. А. Особенности изучения литературы в старших классах через диалог/ В. А. Батина // Концепт. – 2017. – Т. 25. – С. 10–11.
12. Кучерская, М. В романе Евгения Водолазкина «Авиатор» героя разморозили после 60-летнего сна / Майя Кучерская // Газета «Ведомости». – 16 апреля 2016 г. – URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/04/14/637779-vodolazkina-aviator (Дата обращения: 07.08.2023).
13. Бочкина, М. В. Отражение средневековой концепции времени в романах Е. Водолазкина «Лавр» и «Авиатор» / М. В. Бочкина // Вестник РУДН. Серия : Литературоведение. Журналистика. – 2017. – Vol. 22. № 3. – С. 475–483.
14. Шатин, Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики : монография / Ю. В. Шатина. – Москва : Языки славянской культуры, 2015. – 345 с.
15. Чернышова, Т. Л. Организация художественного времени в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» / Т. Л. Чернышова // Поволжский педагогический вестник. – 2017. – Том 5. – № 4 (17). – С. 163–167.
16. Войцеховский, Б. «Сталин против лавбургеров» : Писатель Евгений Водолазкин о том, какую роль сегодня играет Иосиф Виссарионович / Б. Войцеховский // Мослента. – 11 июля 2017 г. – URL : https://moslenta.ru/govoryat/stalin-protiv-lavburgerov.html (Дата обращения: 07.08.2023).
17. Балея, П. Атрибуты времени в романе «Авиатор» Евгения Водолазкина / П. Балея // Acta Universitatis Lodziensis. – 2021. – № 14. – С. 247–260.
18. Ковтун, Н. Ухрония как структурообразующий прием в романе Евгения Водолазкина «Авиатор» / Н. Ковтун // LITERATURA. – 2018. – № 60 (2). – С. 76–91.
19. Водолазкин, Е. Г. Авиатор / Е. Г. Водолазкин. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022. – 410 с.
Рецензия
Для цитирования:
Коломейцева Е.Б. Анализ романа Е. Водолазкина «Авиатор» в старших классах общеобразовательной школы. Вопросы национальных литератур. Issues of national literature. 2023;11(3):18-27. https://doi.org/10.25587/2782-6635-2023-3-18-27
For citation:
Kolomeytseva E.B. An analysis of the Vodolazkin’s novel "The Aviator" in senior high school. Issues of National Literature. 2023;11(3):18-27. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2782-6635-2023-3-18-27