Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ИНФОРМАЦИИ. ХРОНИКА

61-69 151
Аннотация

Институт  языков  и  культуры  народов  Северо-Востока  РФ  Северо-Восточного Федерального  университета  имени  М. К. Аммосова  организовал  Всероссийскую  научнопрактическую конференцию «Фольклор и литература народов Сибири и Северо-Востока РФ: теория и практика сравнительного изучения» (2 марта 2023 г.), посвященную 90 - летию известного  российского  филолога,  стиховеда,  доктора  филологических  наук,  профессора Николая Николаевича Тобурокова. Приняли участие ученые из Тывы, Хакасии, Чувашии, Якутии.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

5-12 235
Аннотация

Роман  Е.  Слепцовой-Куорсуннаах  «Вселенская  буря»,  посвященный  трагическим судьбам  национальной  интеллигенции,  анализируется  в  предлагаемой  статье  с  точки  зрения художественной  специфики.  По  жанровой  природе  это  синтетическое  произведение,  сочетающее черты  романа  эпопейного  типа  с  семейной  хроникой,  имеющей  документальную  основу.  Хотя повествование  в  романе  строится  вокруг  клана  Оросиных,  его  отличительной  особенностью является  изображение  сложной  полифонии  индивидуальных  судеб  и  характеров,  которые  не сливаются в единую массу, а порождают реальное многообразие. Так, крупным планом возникают образы  таких  исторических  фигур,  как  В.  В.  Никифоров-Кюлюмнюр,  А.  И.  Софронов-Алампа, П.  А.  Ойунский,  В.  Д.  Давыдова.  Изображение  реальных  перипетий  их  частной  жизни  не  только подтверждает романный характер произведения Куорсуннаах, но и свидетельствует о присутствии в  нем  черт  психологической  «жанровой  генерализации».  В  этом  отношении  удачным представляется,  как  показано  в  статье,  использование  автором  среди  способов  освоения художественного материала литературных аллюзий и реминисценций.

13-19 245
Аннотация

В  статье  рассматривается  исследование  влияния  легендарного  образа  Василия Манчары, выступавшего против гнета местных баев, широко известного в народе как «благородный разбойник»,  сказитель  и  исполнитель  народных  песен  на  становление  личности  главного  героя романа  Н. Е. Мординова  «Весенняя  пора»  Никиты  Леглярина.  Образ  Манчары,  возведенного народом на статус национального героя, становится идеалом Никиты Леглярина на основе народ ных  легенд.  Благодаря  мастерству  автора  достигнуто  единение  художественного  и  жизненного материалов.  В  сочетании  с  образом  Манчары  убедительно  показаны  мотивировки  поступков  и действий главного героя романа.

20-26 177
Аннотация

В  статье  предпринимается  попытка  исследования  образов  перевернутого пространства  в  прозе  П.  А.  Ойунского.  Особое  внимание  уделяется  инициальным  образам художественного  хронотопа,  образующим  схему  перевернутости  –  это  подводный  и  нижний миры, пространство города в рассказах писателя. Автор статьи выделяет также особым вниманием образ  границы,  формирующей  специфический  характер  якутского  мира,  также  утверждающей исключительный  образ  инициирующего  героя.  В  научную  парадигму  данного  исследования включается  и  проблема  тела  (одежды)  как  основного  составляющего  образа  “Я”  городского человека, определяющего границы его социальной сферы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА, ПОЭТИКА

27-32 166
Аннотация

В  статье  рассмотрены  способы  выражения  сравнительных  отношений  в  якутском и  алтайском  героических  эпосах.  Родственные  якутский  и  алтайский  языки  в  настоящее  время активно  изучаются  в  сравнительном  плане  с  целью  выявления  специфических  различий. Сравнительная  конструкция  ранее  была  изучена  в  якутском  языке  Ю.  И.  Васильевым,  теорети ческое освещение дано Е. И. Убрятовой, в алтайском языке сравнительная конструкция специально исследована  Л.  Н.  Тыбыковой.  Материалом  исследования  послужили  якутский  героический  эпос «Дьулуруйар Ньургун Боотур» (“Нюргун Боотур Стремительный”) и алтайский эпос «Маадай Кара».

33-40 189
Аннотация

Пословицы  и  поговорки  являются  теми  жанрами  устного  народного  творчества, которые  всегда  востребованы  и  популярны  в  художественной  литературе.  Актуальность  статьи состоит  в  попытке  раскрыть  своеобразные  реминисценции  башкирских  народных  пословиц и  поговорок  в  поэме  «Кутадгу  билик»  («Благодатное  знание»)  Юсуфа  Баласагунского,  где  они служат  идейно-эстетическому,  художественному  обогащению  сюжета,  усилению  образности языка  и  стиля  повествования.  Цель  статьи  –  выявить  и  рассмотреть  башкирские  народные пословицы и поговорки – мэкэл и эйтем, реминисценцию которых можно проследить в упомянутом произведении средневекового автора. Пословицы и поговорки усиливают образность языка поэта, его поэтическую окраску и звучание, демонстрируют мастерство автора в красноречии, игре слов. Такие  традиционные  способы  изображения  являются  характерной  чертой  для  восточной  поэзии, образцы  которой  дошли  и  до  Урало-Поволжского  региона,  обогатив  местную  общетюркскую литературу.  В  этом  смысле  поэтический  язык  Ю.  Баласагунского  был  близок  и  башкирам  своей реминисценцией на национальные пословицы и поговорки.

В статье делается вывод о том, что когда-то высказанные мудрые мысли, сформированные на основе жизненного опыта, явлений природы и окружающего мира, повторяются, передаваясь из уст в  уста,  начинают  репрезентироваться  как  обобщающие  короткие  фразы.  В  башкирском  народном творчестве  традиционный  поэтический  жанр  тулгау  складывался  из  пословиц  и  поговорок, которые  позже  могли  распространиться  как  самостоятельные  афористические  жанры.  При  этом смысл  сказанного  устойчиво  сохраняется.  В  афористических,  образных  высказываниях Ю. Баласагунского выявляются общие и схожие с башкирским фольклором пословицы и поговорки, реминисценции  на  них.  В  перспективе  (возможно,  в  виде  научного  гранта)  было  бы  интересно выявить  реминисценции  пословиц  и  поговорок  других  тюркских  народов,  которым  поэма Ю. Баласагунского близка и является частью их культурного наследия.

ТЕКСТОЛОГИЯ. СТИХОВЕДЕНИЕ

41-49 183
Аннотация

Повесть  эвенкийского  писателя  А.  Н.  Немтушкина  «Дорога  в  нижний  мир», затрагивающая  актуальные  этносоциальные  и  культурно-психологические  проблемы, незаслуженно  была  обделена  вниманием  исследователей,  хотя  она  имеет  перспективу  выявления ряда значимых художественных приемов. Цель данной статьи – рассмотреть семиотику отражения в  повести  как  универсальную  знаковую  систему,  содержащую  разнообразные  семантические единицы.  В  результате  исследования  были  выявлены  такие  значения  семиотики  отражения, как  гносеологическая  функция,  мотив  загробного  мира,  мотив  двойничества,  художественное отражение действительности и проявление авторского образа.

50-60 632
Аннотация

В  современном  литературоведении  изучение  поэтики  художественного произведения  в  аспектах  выявления  его  эстетических,  жанровых,  сюжетно-композиционных особенностей  остается  одним  из  актуальных  проблем.  В  статье  представлен  структурный  анализ текста литературного олонхо «Эрчимэн Бэргэн» С. С. Васильева-Борогонского в контексте поэтики героического  эпоса  народа  саха.  Изучение  текста  направлено  на  выявление  художественных  и жанровых  особенностей  литературного  олонхо,  посвященного  детскому  чтению.  По  ходу  анализа произведения раскрывается своеобразие поэтического языка, а именно, рассматриваются вопросы использования  автором  изобразительно-выразительных  средств,  в  результате  чего  выявляются отдельные аспекты художественного мастерства поэта С. С. Васильева.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)