Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

5-13 14
Аннотация

Медицинская тема в русской литературе представлена очень широко и разнообразно, что обусловливает актуальность и новизну данной работы. Цель исследования – рассмотреть особенности представления медицинской темы в русской литературе на протяжении ее развития, начиная с древнерусской литературы и заканчивая литературой XX–XXI вв. Для достижения цели применялись сравнительный метод и метод анализа художественных текстов на уровне мотивно-образной организации. В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: в древнерусской литературе медицинская тема всегда имеет религиозный характер: болезнь рассматривается как наказание за грехи или испытание веры болящего. В классицистической литературе XVIII в. (А. Кантемир, Д. Фонвизин) представлен образ врача-шарлатана, который «лечит» таких же пациентовневежд. Это связано и с особенностями низких жанров, в которых появляется данная тема. В XIX в. в литературе реализма медицинская тема получает широкое распространение за счет представленности ее с двух точек зрения – врача и пациента. Внимание уделяется и физическим, и душевным заболеваниям. Часть авторов (Н. В. Гоголь) продолжают традицию юмористического или сатирического изображения врачей и пациентов, другие (А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) рассматривают изменение мировоззрения врача, проходящего путь от восторженного идеалиста до жадного обывателя. Большая часть авторов уделяет внимание драматическому описанию пациентов, страдающих от того или иного недуга, который также выступает символом болезни всего общества. В ХХ в. писатели (М. А. Булгаков, М. Зощенко, В. Шаламов) фокусируют внимание читателя на медицинском описании болезни, тяжелой работе и душевных переживаниях врачей, чередуя его с точкой зрения пациента, страдающего от того или иного заболевания и меняющего из-за этого свое мировосприятие.

14-20 9
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению прозы Х. Аккаева, исследованию одной из проблем поэтики его творчества, эксплицируемой в эстетических категориях комического и трагического. Произведения построены на синтезе разнородных жанровых элементов, прежде всего восходящих к фольклорным формам. Проблематика работы состоит в необходимости введения в научный оборот творчества Х. Аккаева, а также в рассмотрении категорий трагического и комического в прозе балкарского писателя. Цель – проанализировать сборник рассказов «Красная скала», выявить устойчивые жанрообразующие признаки (размер, структуру, художественные приемы, язык и тематику произведений). В результате определены стилистические и композиционные особенности текстов и их мотивная структура: небольшой объем, сжатость повествования, концентрация внимания на одном событии, ограниченное количество действующих лиц, художественные приемы: пуант, абсурдный диалог, использование просторечий, вульгаризмов. Влияние драмы усматривается в общей трагической напряженности рассказов «Къызыл Къая» («Красная скала»), «Къанлы танг» («Кровавое утро»), «Дерт» («Месть»). Трагедия строится на неразрешимом конфликте, который приводит к гибели героя, а иногда и других действующих лиц. «Смеховое начало» в рассказах реализуется посредством создания целого комплекса комических образов и ситуаций. Доминирующими формами комического выступают юмор, ирония, определяющие интонацию, общий эмоциональный настрой в пространстве текста.

21-33 12
Аннотация

Известный хакасский прозаик Николай Егорович Тиников (1926–1995) относится к поколению писателей, активно и плодотворно работавших в 1960–1980 годах, о творчестве которых до сих пор нет монографических исследований. Основная цель исследования – выявить особенности художественного отражения темы Великой Отечественной войны в повести Н. Тиникова «Живые не умирают», которая ранее не становилась материалом специального литературоведческого исследования. Новизна работы обусловлена тем, что художественные особенности повести «Живые не умирают» впервые рассматриваются в свете перечтений произведений советской литературы, посвященных теме Великой Отечественной войны, а также актуальности воспитания патриотизма у современного подрастающего поколения. Задачи, направленные на рассмотрение проблемнотематического и художественно-эстетического своеобразия повести Н. Тиникова, решаются на основе использования историко-культурного, структурно-описательного и биографического методов исследования. Анализ повести позволил выявить художественные особенности осмысления темы Великой Отечественной войны. Прием сопоставления фактов, известных из архивных материалов Н. Тиникова, хранящихся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, с текстом произведения свидетельствует о наличии элементов автобиографизма в повести «Живые не умирают». При помощи мотива воспоминаний героев в повести расширяются пространство и время, охватываются события военных лет на фронте и в тылу. Автор обращается к приемам психологизма для передачи внутреннего эмоционально-чувственного состояния героев, к творческому освоению фольклорноэтнографических традиций и использованию художественных средств с целью углубления идеи произведения, раскрытия образа сильного и волевого героя – бывшего солдата, ныне труженика села. Перспективы исследования связаны с тем, что его результаты могут быть востребованы при анализе других повестей Н. Тиникова в частности и изучении творчества писателя в целом, а также исследовании общих тенденций развития жанра хакасской повести.

44-54 12
Аннотация

Статья посвящена анализу поэтики в двух поэтических сборниках Михаила Гронаса – «Дорогие сироты» и «Краткая история внимания». Особое внимание уделено внутренней рифме и повтору, как стихотворным и смыслообразующим единицам. Исследование проводится на основе лингвопоэтического анализа с опорой на структуру текста, ритмикоинтонационную организацию и принципы минимализма. Внутренняя рифма и повтор рассматриваются как способы смыслового и ритмического уплотнения, формирования визуального и аудиального восприятия текста. Выявляется связь приемов с поэтическим движением от коллективного экзистенциального высказывания к интонации личного внимания, созерцания и молчания.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА. ПОЭТИКА

34-43 15
Аннотация

В статье описывается работа по обнаружению типологических схождений на темати- ческом, образном, мотивном и идейном уровнях текста между традиционными для народного прибалтийского стихосложения дайнами и стихотворениями Ю. К. Балтрушайтиса из сборника «Земные ступени» с одинаковым стихотворным размером. Целью статьи является обнаружение семантического ореола между рассматриваемыми группами произведений, детерминированного биографией автора. В качестве метода в рамках исследования был избран структурализм, основанный на утверждениях о том, что литературное произведение представляет собой несколько уровней строения, на каждом уровне действуют свои автономные законы, а некоторые более общие законы действуют на всех уровнях и связывают их воедино. В результате исследования семантический ореол на всех вышеперечисленных уровнях был обнаружен. В перспективе возможны подобные же исследования по обнаружению семантических ореолов, пришедших из разных стихотворных традиций, а также по обнаружению соотношения между биографией и творчеством на уровне стихотворного размера.

РЕЦЕНЗИЯ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)