Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF
5-18 221
Аннотация

Статья посвящена памяти Народного писателя Якутии Василия Егоровича Васильева-Харысхала (1950–2020). В ней впервые представлен целостный анализ его художественного наследия, которое включает два самостоятельных раздела: прозу и драматургию. До сих пор творчество писателя остается совершенно неисследованным с литературоведческих позиций, поэтому его включение в общий контекст современной якутской литературы представляется актуальной задачей. Присутствие в произведениях писателя персонифицированного повествователя, участника и свидетеля происходящих событий придает повествованию реалистический, достоверный характер. Установлено, что система художественных приемов и принципов, используемых Харысхалом, весьма разнообразна и включает пейзажистику, образную анималистику, внутренний монолог, онейрические средства, литературные реминисценции. Отмечено, что спецификой ранних драм писателя является их циклизация, а также пространственная локализация своеобразным «микрокосмом» («побережьем реки Амги»), который оказывается наполненным интеллектуально насыщенной атмосферой. Что касается типологии художественных образов, то в свете ролевой концепции в характерологии Харысхала выделяются нормативные и модальные герои. В поэтике его драматических произведений, наряду с глубокими национально-фольклорными корнями, ощущаются традиции «новой» интеллектуальной драмы начала 20 века, а также черты «эпического театра» Б. Брехта. Подлинно новаторским явлением в национальной литературе стал написанный Харысхалом в последние годы цикл исторических драм, в которых он, опираясь на традиции русской и якутской классики, используя опыт мирового театрального искусства, создал собственную драматургическую систему.

19-25 114
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы изучения национальной классики в контексте межкультурной коммуникации. Наследие классиков определяют национальную традицию. В рамках сравнительного литературоведения актуализированы такие понятия, как «национальная литература» (художественное выражение самосознания народа), «региональная литература» и «мировая литература» (система национальных литератур мира, активно взаимодействующих между собой). Актуальность темы обусловлена художественной и личностной ценностью творческой и общественной деятельности представителей двух разных культур, писателей-просветителей – азербайджанца Мирза Фатали Ахундова и якута Алексея Елисеевича Кулаковского. Соотнесение позиций двух просветителей, принадлежащих к разным эпохам и разным культурам – Азербайджана и Республики Саха (Якутия) – позволяет в свою очередь сделать выводы об их самобытности и индивидуальности. Результатом анализа стало выявление общего в общественной деятельности представителей двух разных стран. Подобные исследования способствуют дальнейшему сближению национальных литератур. Представляется перспективным дальнейшее исследование взаимодействия литератур.

26-34 172
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы интерпретации личности якутского писателя-философа Платона Алексеевич Ойунского (1893–1939) в плане его самоидентификации, поиска своего места в литературе, обществе и истории, его борьбы за истину и общечеловеческие вечные ценности. В статье используется комплекс таких традиционных методов, как историко-функциональный, типологический и сопоставительный. В итоге анализа произведений писателя выявляется цельность его творческой личности. Художественная концепция действительности П. А. Ойунского реализуется в его крупных философских произведениях: «Никус Помешанный», «Красный Шаман», «Великий Кудангса», «Александр Македонский», которые становятся точкой отсчета эволюции его взгляда на мир. Как писатель-философ, он размышлял об общечеловеческих проблемах бытия и смерти, назначения человека и его судьбы, о роли великих людей в истории, о борьбе Добра и Зла, Разума и Силы. Ойунский показал в своих произведениях торжество Разума, вечных истин человечества и предвидел, что, благодаря творчеству, его имя не будет забыто народом. Писатель искал ответы на животрепещущие вопросы современного ему общества. Особое внимание уделял созданию героических образов, борющихся за счастье народа и меняющих мир. Ойунский стал основоположником новой якутской литературы.

35-40 134
Аннотация

В якутской литературе мифология как первый тип образного отражения действительности находит свое преломление посредством свободных и вольных импровизаций на мифологические сюжеты. Цель статьи сконцентрирована на выявлении отдельных специфических аспектов «внедрения» и адаптации мифологического дискурса в литературный контекст. Материалом исследования послужили поэтические тексты И. Гоголева. Природная особенность поэзии автора, выражающаяся в своеобразном циклообразующем принципе компоновки материала, дает возможность выйти на изучение проблемы устойчивых контекстовых структур в якутской лирике. Стремление к наиболее крупным жанровым формам воспринимается как один из основных характерных признаков особого мифопоэтического мышления автора. Сохранение авторской тенденции к крупным жанровым формам (поэма, циклизация, метатекстовые объединения) актуализирует методологию анализа лирического текста с учетом проблемы метатекстовых единств. Использованы сравнительный, системно-типологический и когнитивный методы исследования. В качестве основного результата обосновывается положение о том, что в конструировании устойчивых циклических, метажанровых форм в якутской поэзии основой послужили формально-содержательные параметры и компоненты образности традиционных фольклорных источников. При создании контекстовых жанровых образований И. Гоголев нацеленно опирается на использование определенных моделей фольклорных текстов («Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене» и др.). Мифологические компоненты в виде архаических образов, архетипов, кодов, концептов как особых категорий, несущих национальную, фольклорную, мифологическую специфику, компонуются, распределяются по всему тексту и наделяются индивидуальным качеством в зависимости от творческой, эстетической рефлексии автора. Перспективы дальнейшего исследования сводятся к более углубленной разработке поэтики метатекстовых единств в якутской поэзии, определению «внутренней» специфики функционирования фольклорных элементов в литературный контекст.

41-51 197
Аннотация

В статье представляются материалы из художественного и фольклористического наследия А. Е. Кулаковского (1877–1926). Актуальность темы обосновывается тем, что история его поэтических текстов, уточнение объема и характера систематизации собранных им материалов по якутской мифологии относятся к малоизученным направлениям его наследия. Цель работы – определить отдельные особенности жанровых форм его поэзии; представить значение и ценность его работ по сбору старинных легенд и преданий исторического характера. В работе сравнительно-сопоставительный анализ текстов проводится в аспекте методологических положений источниковедения и текстологии как междисциплинарных и теоретических направлений в литературоведении. Новизна исследования заключается в представлении малоизученных вопросов в художественном наследии Кулаковского в ракурсах выявления авторской позиции, а также обзор его работ по сбору и систематизации материалов по якутским легендам и преданиям старины историко-этнографического характера в записях на русском языке. В ракурсах этих положений представляется систематизация обоснованных текстологических фактов по конкретным текстам Кулаковского.

52-60 133
Аннотация

В статье сообщается, что в Фонде рукописей и старопечатных книг Института истории, языка и литературы Уфимского федерального научного центра РАН содержится текст воспоминаний башкирского казака, участника военного похода на Польшу в 1830–1835 гг. Усмана, сына Ишмухамета, написанный в середине XIX в. Эта арабографическая рукопись на старотюркском языке содержит очень интересные и ценные сведения о жизни башкирского народа в начале XIX в., об обмундировании и вооружении башкирских воинских частей того периода, об участии в 1830 г. 5 башкирских полков в военном походе на западные окраины Российской империи, встрече с графом М.С. Воронцовым в Одессе, проведении службы по поддержанию карантина против холеры в Херсонской губернии, подавлении восстания польских конфедератов, защите западных границ империи по рекам Днестр, Дунай и Прут, возвращении на родину в 1835 г. и встрече с командующим башкирскими и Мещеряцкими войсками генерал-майором С. Ф. Циолковским. Рукопись может служить ценным источником для историков, этнографов, лингвистов, литературоведов и всех, кто интересуется историей Башкирии и башкирского народа.

61-71 151
Аннотация

В статье рассматривается исследование произведений А. Е. Кулаковского на основе теоретических положений Д. С. Лихачева и практических данных комментариев II тома А. Е. Кулаковского (автор П. В. Максимова) представляется сопоставительный анализ ранних вариантов с основными текстами А. Е. Кулаковского. Предметом исследования являются сопоставительный анализ ранних публикаций А. Е. Кулаковского с основными текстами. Цель работы – выявить и описать исправления и редактирование автора, что позволяет проследить движение авторской мысли, аргументировать причины и мотивы исправлений. Разночтения текстов ранних произведений с основным текстом отмечаются как доработки: добавления строк, изменения отдельных слов, перестановки строк и строфем. Новизна исследования заключается в том, что она представляет обоснование ранних публикаций А. Е. Кулаковского и прижизненное издание как предмет текстологического исследования. С этой точки зрения, ранние публикации произведений А. Е. Кулаковского актуализируются как материалы исследований междисциплинарного характера: как свидетели этапа становления якутской литературы в целом и как варианты основных текстов писателя, раскрывающие историю его текстов. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время особую значимость приобретают специальные текстологические исследования отдельных произведений поэта, в том числе углубленная разработка источниковедческой части его художественного наследия. За последнее десятилетие обнаружен значительный корпус новых документов, относящихся к его биографии, в том числе неизданные произведения и научные труды, что позволяет дополнить и по-новому анализировать ранее известные материалы в контексте исследования его творческой эволюции и истории издания его произведений в ХХ веке.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)