Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИНФОРМАЦИИ. ХРОНИКА

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

5-19 174
Аннотация

В cтатье содержатся довольно актуальные размышления о «Феномене Абая» человека науки, по своей профессии, казалось бы, находящегося в стороне от традиционного абаеведения. Все рассуждения, утверждения и конкретные предложения автора направлены на то, чтобы Великий Абай не только на словах, но и на деле стал подлинным Символом казахской нации, всего казахстанского социума и в этом статусе был известен и признан всем миром. 

20-24 269
Аннотация

В статье актуализируются лишь некоторые проявления метатекстуальности в контексте северной литературы Якутии как единой культурной традиции, в пределах которой осуществляется интерпретация художественных текстов и создается вертикальный контекст, единство смысла (метасмысла) и средств (метасредств) его выражения. Делается акцент на метауровне данного локального текста, воплощающем наиболее значимые культурные коды, содержание и структуру образа мира через совокупность текстов региональной субкультуры. Предметом исследования является особое свойство локального текста – метатекстуальность, которое можно интерпретироватьв качестве единства ансамблевых образований, устанавливая диалогические связи между разными произведениями (фольклорный, автобиографический метатексты, базовые образы и мотивы, формирующие целостные словесно-концептуальные образования и др.).
Цель исследования состоит в выявлении лишь отдельных форм метатекста в северной литературе Якутии, которые представляют собой перекличку повторяющихся из текста в текст локальных элементов поэтики, в которых прослеживается механика и логика их формирования, трансформирования, варьирования, эволюции, диалогическая связь с другими элементами локального текста, пронизанными внутренними связями. В целом поэтика Северного текста литературы Якутии рассматривается как закономерно развивающаяся художественная система, имеющая структурную связь между всеми элементами, территориально-специфические субэтнические признаки, реализующиеся в сюжетных линиях, мотивно-образном комплексе, тематике, жанровой специфике.

32-39 191
Аннотация

В статье рассматривается литературно-критическая деятельность якутского писателя и литературного критика Николая Николаевича Павлова – Тыасыта (1904-1974). Н. Н. Павлов – человек со сложной судьбой; был дважды подвергнут репрессиям, но несмотря на это сделал многое для развития якутской литературы и критики. В республике он известен также, как талантливый педагог, журналист, переводчик, составитель русско-якутского сло- варя и биобиблиографического указателя «Якутская художественная литература: 1904-1948». Н. Н. Павлов как критик выступал в сложный период развития литературы, а именно в условиях перехода от литературного полицентризма 1920-х гг. к литературному монизму 1930-1950-х гг, т. е. утверждению социалистического реализма, как единственной и господствующей эстетики советской литературы. Недостаточная изученность творчества Н.Н. Павлова как литературного критика определяет научную новизну исследования. В работе выявляются основные направления, темы, жанры его критических работ, определяется его отношение к литературному наследию основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова, Н. Д. Неустроева, а также творческой деятельности писателей 1930-1950-х гг., оценивается вклад в становление и развитие литературной критики Якутии. В статье привлекаются из личного архива Н. Н. Павлова ранее не опубликованные работы литературоведческого характера. Применяются такие методы литературоведческих исследований, как сравнительно-исторический анализ и текстуальный анализ. Авторы приходят к выводу, что Н. Н. Павлов как литературный критик имеет свое место в истории якутской литературной критики.

40-57 357
Аннотация

критических работах, посвященных творчеству основоположника якутской литературы А. Е. Кулаковского (1877-1926), начиная с рецензий первых критиков и заканчивая монографиями литературоведов последнего времени, отражается весь путь развития якутской литературной критики. В 1920-1930-е гг. мнения начинающих критиков и писателей зарождающейся якутской литературы о поэтических произведениях классика были продиктованы культурно-историческим и общественно-политическим положением в стране.
Изучение основ периодизации истории критики и оценки наследия первого поэта в аспекте влияния эпохи, менталитета народа саха и господствующей идеологии на критику произведений литературы позволяет рассматривать данный период как начальный этап осмысления и оценки творчества основоположника якутской литературы Именно в этот непростой период зарождения якутской литературной критики А. Е. Кулаковский нашел в конкретно-историческом литературном пространстве последующих времен свою литературную Позицию.

25-31 126
Аннотация

Цель исследования – выявление функции художественных деталей в первом сборнике рассказов «Хатыҥчааным барахсан» («Березонька моя», 1968) известной якутской писательницы Валентины Николаевны Гаврильевой. Статья посвящена рассмотрению своеобразной роли художественных деталей в составлении литературного образа, идеи, сюжета и композиции. Научная новизна заключается в разработке собственной классификации художественных деталей на основе работ отечественных литературоведов Н. Л. Вершининой, Е. С. Добина, В. А. Кухаренко. В результате исследования произведений, вошедших в данный сборник, авторы выделяют следующие типы деталей: деталь-символ, деталь-сравнение, пейзажная деталь. Основной вывод: отражение характера, построение сюжета в произведениях В. Н. Гаврильевой передаются через художественные детали, выполняющие характерологическую и идейно-композиционную функции.

58-63 198
Аннотация

В статье представляется сопоставительный анализ художественных текстов А. Е. Кулаковского (1877-1926), основоположника якутской литературы. В его научных трудах и в поэтических произведениях ставятся основные проблемы начала ХХ века относительно судьбы народа саха. В этом плане социально-философские размышления автора перекликаются с вечными вопросами жизни общества, в чем раскрывается актуальность его образов и в наши дни. В работе предпринимается сопоставительный анализ идейного начала и жанровых форм его произведений. Цель и задачи исследования: раскрыть преемственные черты и параметры главных смыслов его поэтических описаний в ракурсах вопроса «человек и его время». Результаты исследования заключаются в конкретизации традиционных фольклорных элементов в творчестве классика, где наблюдаются национальные истоки его поэзии. Но с другой стороны, подтверждается его стремление к художественно-эстетическим принципам русской литературы. В этих особенностях художественных произведений подтверждается, что будущее родного народа Кулаковский видел в неразрывном единстве с Россией.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА, ПОЭТИКА

64-71 114
Аннотация

В статье представляется анализ творческого своеобразия башкирских поэтов-просветителей XIX века Мифтихетдина Акмуллы и Мухаметсалима Уметбаева, в произведениях которых сохраняются фольклорные традиции, в чем заключается актуальность поставленной проблемы. Они своей прогрессивной деятельностью и яркими поэтическими произведениями несли свет людям, призывали овладевать знаниями и стать передовым человеком своего народа. В статье ставится цель выявить и проанализировать фольклорные традиции в творчестве указанных поэтов, для чего решается задача: на примере стихотворений продемонстрировать особенности художественного использования выявленных в их творчестве фольклорных традиций. Методом исследования яляются сравнительно-сопоставительный и герменевтический приемы анализа особенностей языка поэтических произведений.
В результате было установлено, что свои стихи, призывы, послания-хитапы М. Акмулла и М. Уметбаев обогатили традициями башкирского устного народного творчества, писали на своем родном башкирском языке, чем стали ближе к простому народу. Их произведения были народными и выражали мечты, чаяния, стремления и надежды людей. В представленной статье установлено, в частности, что в своем творчестве поэты чаще всего обращались к пословицам и поговоркам, которые зачастую были почерпнуты не только из народных уст, но и создавались ими самими; они обращались к обрядовому фольклору башкир и в поэтической форме описали один самых красочных сцен национальной свадьбы. Изучение творчества башкирских поэтов и писателей в данном ключе позволит в перспективе глубже раскрыть поэтические своеобразия их произведений, в которых в определенных художественных целях были использованы фольклорные традиции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)