Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

5-18 166
Аннотация

Д. Макеев первым в якутской литературе обратился к самой трагической стороне темы Великой Отечественной войны – судьбе военнопленных. В повести «Предатель» раскрывается история якутского солдата Тарабукина, прошедшего через штрафную роту и сумевшего сохранить честь и достоинство. Еще более остро трагическая судьба человека, на долю которого выпали смертельные испытания и чудовищные унижения плена, раскрыта в повести «Предназначение судьбы». По сравнению с повестью «Предатель» автор углубил в ней психологическую сторону состояния личности, много раз оказывавшейся на волосок от смерти. Повесть имеет сложную композицию и строится как воспоминания ветерана войны, который на склоне лет перебирает в памяти эпизоды окружения, радость освобождения и перипетии послевоенной жизни с клеймом человека, побывавшего в немецком плену. Еще в одной повести «Братья» Д. Макеев поведал о военной одиссее трех родных братьев, благополучно вернувшихся с фронта. Что касается рассказов писателя, то бросается в глаза разнообразие внутрижанровых типов в его малой прозе, умелое сюжетостроение, основанное на принципе испытания героев, использование традиций зарубежной и русской литературы в создании характеров, богатый арсенал изобразительно-выразительных средств. В целом талантливо написанные повести и рассказы Д. Макеева дают основание полагать, что он может создать крупные эпические произведения на тему Великой Отечественной войны, которая в свете событий последнего времени стала актуальной

19-29 168
Аннотация

Cтатья посвящена творчеству двух корифеев французской драматургии абсурда – Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско. В ней раскрыта теория абсурда Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско. В статье имеется план содержания и план выражения. Первый, главным образом, представлен бывшей советской критикой, которая, как следует из материалов работы, исходила из примата якобы дешевого и примитивного сюжета. В них сам парадокс был проанализирован как нечто чуждое большому и настоящему искусству. Второй же план – более трезвый и рациональный. Всем ходом исследования было показано, что понимать теорию абсурда Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско нельзя бесспорно, как не требующую объяснения и известных оговорок. Сами драматурги отнюдь не отказывались от логики, только искали они ее на протяжении всей своей творческой деятельности именно в антилогике. Отсюда вытекает и парадокс французских драматургов. Актуальность избранной темы складывается из нескольких проблем. Во-первых, в мировой филологической науке именно на материале драматургии двух этих писателей имеется еще немало «белых пятен», требующих дальнейших научных исследований. Во-вторых, она привлекает современных ученых необычной архитектоникой. В статье выделены главные составляющие элементы этих драм. То есть, речь идет прежде всего о смешении низменного с возвышенным, комического с трагическим, делении драм двух писателей на множество разноплановых эпизодов. Заметна динамика параллельных действий в антидрамах, которые разворачиваются как побочные к основной нити сюжетного развития. Выведены определенные текстовые пласты, непосредственно базирующиеся на цитатах приведенных ученых. Дано столкновение разных точек зрения. Вместе с тем очевидно, что своим острием драмы абсурда этих писателей были направлены на современность

30-35 152
Аннотация

В статье исследуются основные методологические подходы профессора Н. Н. Тобурокова к изучению национальных литератур Сибири. Цель статьи – оценить вклад профессора, доктора филологических наук Н. Н. Тобурокова в становлении сравнительного литературоведения в национальных литературах Сибири. Изучение трудов профессора привело к заключению, что в его исследованиях сложилась типологически выверенная система сравнительного литературоведения национальных литератур Сибири в целом. Его труды по стиховедению, истории литературы рассматриваются как разработка системного подхода в сравнительном литературоведении от фольклорно-литературного, внутрилитературного (сугубо национального) к межлитературному взаимодействию. По мнению автора, типологическая система Тобурокова складывалась из исследования органического сочетания качественного (идейно-содержательного, жанрово-стилевого и т. д.) и количественного (фонетико-экспериментального, статистического) анализа поэтического текста. Важное значение при этом имел «полевой» материал – скрупулезный анализ «звучащего стиха» на родных языках литератур Сибири (якутской, бурятской, хакасской, тувинской, алтайской литератур). Аналитическая система Тобурокова строилась на постепенном раскрытии типологически сходных основ развития национальных литератур: от особенностей художественного мышления поэтов до инструментовки стиха.

36-42 141
Аннотация

В конце XIX в. в российском обществе возникла острая полемика вокруг того, каким должно быть воспитание в изменившихся общественно-политических условиях и растущего революционного движения. Эти события заставили людей задуматься над тем, следует ли выбирать путь радикальных (революционных) преобразований или же оставаться на пути эволюции, опираясь на традиционные ценности, которые сохранялись в семье. Н. Г. Гарин-Михайловский затронул эту деликатную тему, поднимая важный вопрос о будущей стратегии развития общества. Основываясь на собственном опыте, Н. Г. Гарин-Михайловский выдвигает традиционную русскую модель семейного воспитания в качестве идеала, подчеркивая важность роли женщины в формировании духовных и моральных ценностей у ребенка. Большинство исследований подчеркивают резкое противостояние и категорическое осуждение Н. Г. Гариным-Михайловским системы воспитания в семье и в школе, основанной на жестоком подавлении личности человека и формирующей духовных монстров для общества. На примере главного героя тетралогии Артемия Карташева автор показывает, как под влиянием различных испытаний происходит формирование личности, как меняется характер, внутренний мир, отношение с родными и близкими. Цель нашего исследования – проанализировать образ семьи, воссозданный Н. Г. Гариным-Михайловским в автобиографической саге «Детство Тёмы». Материалом исследования послужили первые две повести цикла – «Детство Тёмы» и «Гимназисты», поскольку тема семьи здесь является ведущей, а в последующих книгах ослабевает.
Теоретической основой работы стали труды В. М. Жирмунского [1], Б. М. Гаспарова [2], А. Б. Есина [3].

43-53 202
Аннотация

Тема семьи – одна из ведущих тем в мировой и отечественной литературе, раскрывающая взаимоотношения «отцов» и «детей». В отечественной литературе семья выступает нравственным фундаментом человеческого бытия. Известнейшие русские писатели А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Д. И. Фонвизин и др. подчеркивали значимость семьи, ведь именно семья утверждает нравственные устои, прививает общекультурные ценности, которые передаются из поколения в поколение, а также оказывает непосредственное влияние на характер, убеждения, жизнь и судьбу страны. В настоящее время в различных гуманитарных науках активно используется понятие концепт. Изучением концепта занимаются и лингвисты (Н. Д. Арутюнова, Ю. С. Степанов, Н. Н. Болдырев, и др.), и литературоведы ( С. А. Аскольдов, Ю. М. Лотман, В. Г. Зусман, Д. С. Лихачев и др.). Концепты в литературе (художественные концепты) отражают не только особенности менталитета нации или этноса, в них сочетаются особенности мировоззрения писателя, а также индивидуальные ассоциации каждого читателя. Целью данной работы является исследование концепта семьи как базового концепта русской литературы XX в. Задачи исследования: 1) рассмотрение понятия «концепт» в гуманитарных науках; 2) изучение реализации концепта семья в русской литературе XX в.; 3) определение составляющих базового концепта семья. В работе использованы проблемно-тематический, историко-литературный, концептуально- культурологический методы. Проведенный анализ показал, что семья – это основа жизни человека, именно в семье определяется система ценностей и жизненных установок. Рассматривая взаимоотношения в семье, многие авторы заостряют наше внимание на проблеме утраты родственных духовных связей между родными и близкими людьми. Постепенно происходит стирание границ, уничтожение стереотипов – разрушение традиционного понятия семьи. Но несмотря на это писатели по-прежнему выделяют семью как необходимое условие развития личности человека, так как именно в семье закладываются нравственные основы. Творчество писателей XX в. дает богатый материал для изучения истории, культуры и быта русского народа. Темы и проблемы, которые авторы решают в своих произведениях, остаются актуальными и интересными, так как литература – это отражение жизни

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА, ПОЭТИКА

54-59 149
Аннотация

На основе комплексного исследования биографии и творчества В. В. Хлебникова представлены богатство и масштабность проблематики лирических произведений поэта. Автор статьи апеллирует к принципам связи «своего» и «чужого», выработанного как «новой» хлебниковской, так и «старой» поэтической традициями. Анализу подвергается старославянский архаический мир, пронизывающий художественную повседневность Хлебникова, загадочная система взаимодействий, взаимовлияний, основанная на эволюционировавшем приеме цитирования, и организации речевого потока, лексической и синтаксической структуры текста

60-65 100
Аннотация

Цель исследования – определение специфики формирования и конструирования гибридных структур как оригинальных жанровых форм якутской поэзии второй половины ХХ в. Научная новизна заключается в попытке комплексного исследования специфики жанрового синтеза в якутской поэзии с точки зрения новых методологических подходов системно-типологического изучения проблемы устойчивых контекстовых структур. В результате доказано, что поэтические тексты И. М. Гоголева «Письмена на бивне мамонта», «Песнь о Лене» представляют собой уникальные примеры образцов синтезированных, гибридных жанровых форм цикла-поэмы и монтажной полициклической структуры. Контаминация жанровых возможностей поэтического цикла и поэмы в рамках целостной художественной структуры дает возможность характеристики текстов в ракурсе качественно нового для якутской литературы метажанрового статуса

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

66-72 110
Аннотация

Статья посвящена исследованию глаголов бытия в якутском языке. Актуальность данной статьи обоснована современными подходами в изучении якутского языка как системы, состоящей из разноуровневых средств ее выражения, в свете проблемы исследования первых литературных текстов в контексте жанровых трансформаций. Исследование выполнено на материале текстов произведений А. Е. Кулаковского – первого якутского поэта, основателя якутской художественной литературы, ученого-лингвиста, изложенных в жанре алгыс (благословение). В статье представлены результаты рассмотрения глаголов бытия в произведениях А. Е. Кулаковского жанра алгыс как совокупности взаимодействующих средств по принципу функционально-семантической грамматики «центр – периферия». Гипотезой исследования является идея о наличии ядерных и периферийных средств выражения категории бытийности в поэтических произведениях А. Е. Кулаковского жанра алгыс. В исследовании применены метод сплошной выборки при формировании материала из текстовых и лексикографических источников, описательный метод с элементами статистического анализа. В статье впервые подвергаются анализу глаголы как ядерные и периферийные средства выражения категории бытийности в поэтических произведениях А. Е. Кулаковского жанра алгыс. Установлено, что базовые глаголы, объединяющие группу глаголов с семантикой каузации начала существования, можно отнести к ядерным средствам выражения категории бытийности в якутском языке. Другие глаголы, обладая в своей семантической структуре значением, выходящим за пределы обозначения каузации начала существования, в контексте рассмотренных произведений передают ситуацию наступления начала события, явления. На материале рассмотренных произведений подобные глаголы представляют периферийные средства выражения категории бытийности в якутском языке

73-80 128
Аннотация

В традициях русского художественного перевода наметились противоположные тенденции буквального и вольного перевода. В данной статье на примере анализа рассказа «Последнее свидание» («Тиһэх көрсүһүү») Н. Габышева и его перевода на русский язык выявляются особенности вольного перевода в художественном переводе, рассматриваются его критерии. В результате исследования автор статьи приходит к выводу, что необходим учет асимметричности в художественном переводе для достижения адекватности передачи авторской мысли, его художественного мира. В русском переводе есть несовпадения, неточности, не в полной мере передан авторский стиль, русский перевод уступает в эмоциональной насыщенности, вышеперечисленное приводит к некоторому диссонансу. Вместе с тем важно понимать, что художественный перевод всегда есть интерпретация, творческий процесс, в нем всегда есть место асимметрии, вольности; качество и адекватность перевода зависят от того, насколько переводчику удалось вникнуть в творческий мир автора, понять его стиль, какие задачи преследовал

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ТЕКСТОЛОГИЯ

81-88 136
Аннотация

Данная статья посвящена изучению работ В. Ф. Трощанского по верованиям якутов в контексте исследования материалов Сибиряковской (якутской) экспедиции. Актуальность исследования заключается в изучении научных трудов В. Ф. Трощанского «Эволюция черной веры (шаманства) якутов» (1902), «Опыт систематической программы для изучения дохристианских верований якутов» (1897) в текстологическом аспекте и направлениях концептуальных положений относительно верования народа саха. Цель исследования – раскрыть текстологические параметры работ В. Ф. Трощанского как фундаментальных трудов по верованию якутов, где особенную значимость приобретают авторские ракурсы изучения жизни якутов. Методологической базой исследования являются теоретические направления текстологии как отрасли филологии. В работе избраны культурологический, герменевтический методы в сравнительно-типологическом анализе текстов, источников, документов. В результате исследования подчеркивается научный контекст предпринятого В. Ф. Трощанским исследования, что подчеркивается словами просветителя, одного из основоположников якутской литературы А. Е. Кулаковского. Фундаментальность исследованию придает изучение верования якутов в сравнительных контекстах с культурой и верованием других тюркских и монгольских народов, а также широкий контекст лексико- семантических исследований религиозной терминологии якутского языка



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)