Preview

Вопросы национальных литератур. Issues of national literature

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF
5-17 191
Аннотация

В активе П. Н. Харитонова несколько поэтических сборников, автобиографическая проза, ряд книг публицистики и литературной критики, но наибольший вклад он внес в жанр романа как автор монументального исторического повествования в четырех томах «Бубенцы над Леной», посвященного «трудам и дням» нескольких поколений «государевых ямщиков», русских крестьян, осевших на якутской земле. Актуальность исследования художественного творчества Ойуку состоит не только в том, что оно не изучено в достаточной степени, но и в самой авторской философии истории, согласно которой необходимо оценивать современную эпоху в контексте прошлого и с учетом перспективы развития.

Автор романа, который родился и провел детство на одном из самых больших и красивейших ленских островов (Тойон Арыы) в окружении русских ямщиков, воспроизвел свою родословную и рассказал о молодых годах в повести «На пороге жизни». Что касается романа «Бубенцы над Леной», то его специфика заключается в том, что каждой из четырех частей присущи свои внутрижанровые особенности: первая книга имеет очертания нравоописательного повествования, вторая - соответствует логике воспитательного жанра, третий и четвертый тома построены по историко-хроникальному принципу. В романе Ойуку раскрыт особый национальный менталитет «государевых ямщиков». Долгое время находясь в окружении народа саха, они не только восприняли уклад его жизни, освоили якутский язык, но и со своей стороны оказали влияние на якутов и, в частности, распространили на новой родине землепашество и хлеборобство, а также сумели сохранить национальные традиции и обычаи, предания и обряды, песни и танцы. В статье показано, что в художественном отношении роман «Бубенцы над Леной» относится к лучшим образцам современной якутской литературы.

18-24 244
Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена всевозрастающим интересом литературоведов к понятию концепта, который может находить органичное отражение и в детективном жанре. Цель исследования – анализ концептуальной структуры детективных произведений известного якутского писателя Виталия Михайловича Егорова. Материалом для исследования послужили семь произведений указанного автора, написанных в актуальном для современной литературы жанре детективной повести (“Адычанская трагедия”, “Воздаяние монстру”, “Кара Чочур Мурана”, “Страхи Сопки Любви”, “Шатуны”, “По следам якутского Хейга” и “Идущие по следу”). В статье выявляются особенности основных концептов, составляющих структуру данных произведений. Научная новизна заключается в разработке собственной модели фреймо-слотовой структуры детективных произведений В. М. Егорова на основе работ отечественных исследователей М. Минского, В. З. Демьянкова, А. П. Чудинова, Ю. Н. Филистовой. В результате исследования авторы статьи выделяют следующую концептуальную структуру детективных повестей В. М. Егорова: преступление – тайна – расследование – наказание. Основные выводы: фреймо-слотовая модель рассмотренных повестей В. М. Егорова полностью отвечает традиционной структуре детектива; фреймовые структуры могут выступать концептуальными основаниями формирования сюжетных линий в детективных произведениях. В перспективе концепт-фреймы могут использоваться как опора для выявления структуры детективных текстов якутской литературы в исследованиях междисциплинарного характера.

25-31 195
Аннотация

В рамках онтологической поэтики авторы анализируют три романа классика балкарской литературы Зейтуна Толгурова «Большая медведица», «Голубой типчак» и «Белое платье». В ходе исследования рассматривается целый перечень вопросов, связанных с теорией ускоренного развития, спецификой романного мышления, поликонфликтной моделью, интертекстуальными параллелями с русской и иностранной литературой, психологизмом, мизогинизмом, символикой костюма. Особое вынимание в статье уделяется гендерным проблемам и воспитательному потенциалу романов З. Толгурова.

32-41 205
Аннотация

В статье рассматривается отношение первого якутского поэта А. Е. Кулаковского к предшествующей ему традиции, понимаемой в данном случае в широком значении. Она включала в себя как устную традицию, так и иноязычную, книжную словесность, опыт освоения которых характеризует самый ранний этап становления поэта. Выдвинуто предположение, что отношение поэта к двум разным истокам его творчества было построено по принципу отношения к «чужому» тексту вообще, в роли которого выступала как заимствованная книжная литература, так и автохтонный фольклор. В то же время поэт каждый раз создает «свой» текст, отличающийся индивидуальной последовательностью и целостной композицией. Механизм появления «поэтической функции» (по Р.О. Якобсону) в таком тексте рассматривается на примере анализа первого опубликованного произведения А. Е. Кулаковского 1908 г. – «Клятва Демона (Абаасы)». В нем одновременно отмечаются новации стихового, стилистического и повествовательного плана, а сам текст возникает на стыке заимствованной сюжетики русской литературы и поэтического языка «своей» традиции. Уже этим произведением был резко обозначен переход к литературному тексту, отличающемуся собственной поэтикой. В поэзии А. Е. Кулаковского в целом последовательно прослеживается система представлений о поэтике, которая в качестве отправной точки опиралась не на фольклор, как принято считать, а на общие установки уже собственно литературного происхождения. В этом и состояла реформаторская сущность первого поэта и его поэзии – преодоление традиции и создание нового, литературного, типа текста.

42-61 148
Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи и взаимовлияния в якутской, бурятской, тувинской, хакасской и алтайской поэзии.

Особое внимание уделено использованию художественного опыта русской поэзии национальными литературами, а также переводу как с русской, так и зарубежной литературы.

Многоязычная поэзия народов Сибири, впитывая ценное в произведениях русской и мировой литературы, стимулирует воздействие одной национальной литературы на развитие другой.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2782-6635 (Online)