ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС
Статья посвящена исследованию литературно-критических работ Егора Петровича Шестакова–Эрчимэна (1927–1996), крупного и авторитетного критика в якутской литературе 60–90 гг. ХХ века; его слово имело большое значение в литературном процессе этого периода. Определяются проблематика, жанровое своеобразие работ, принципы, которых придерживался критик; выявляются методы и приемы критического анализа художественного произведения (инструментарий критика). В результате на основе проведенного анализа выявлено следующее: основными проблемными вопросами литературно-критических статей и работ исследовательского характера Эрчимэна выступают вопросы оценки литературного наследия классиков якутской литературы, спорные вопросы истории якутской литературы и критики; вопросы мастерства критика и качества критического анализа художественного произведения. В литературно-критических работах Эрчимэна представлены все основные жанры критики: рецензия, статья (обзорная, проблемная и полемическая), литературный портрет (юбилейная статья и собственно литературный портрет) и эссе; к методам критического анализа можно отнести: пересказ, цитирование, сравнение, аналогию, прямое выражение позиции.
Актуальность статьи определяется тем, что ее тема находится в русле работ отечественных исследователей творчества В. Г. Короленко Н. Н. Закировой, С. Л. Скопкаревой, А. В. Труханенко, В. Н. Крылова, Е. Г. Савельевой, посвященных проблеме организации пространства и времени в творчестве писателя. Методологической базой исследования послужили труды М. М. Бахтина, Ю. М. Лотмана. Целью работы является выявление своеобразия хронотопа в рассказе «Сон Макара» и повести «Без языка». Отмечается, что в обоих произведениях автор обращается к хронотопу дороги и дорожных встреч. Если в рассказе «Сон Макара» хронотопу Амги противопоставляется пространство и время загробного мира, то в повести «Без языка» хронотоп Нью-Йорка представлен в оппозиции к хронотопу родных героям Лозищей. В обоих произведениях можно констатировать «лиминальное» состояние героя – «обмирание» Макара, его «сон» и состояние Матвея Лозинского на пороге смерти в парке Нью-Йорка.
В современных условиях, когда общество вступило в эпоху глобализации, многие процессы, связанные с сохранением и развитием языков и культур народов, принимают новые формы. Глобализация может оказать отрицательное влияние на социальное функционирование языков, причем наибольший урон наносится национальным языкам. Поэтому актуализируется проблема сохранности, функциональности, развития родных языков и национально-культурной самобытности малочисленных народов. Имидж родного языка становится важнейшим фактором сохранения национальной идентичности молодежи, так как язык не только отражает культурные и национальные ценности, традиции, но и является ключевым элементом передачи национально-культурной информации. В связи с этим представляется целесообразным обратить внимание на эстетическое осмысление образа родного языка, при его включении в словесно-художественные структуры. В статье на материале поэтических произведений якутских поэтов А.А. Иванова – Күндэ «Төрөөбүт тыл» («Родной язык»), И.М. Гоголева – Кындыл «Төрөөбүт тыл» («Родной язык»), «Ийэ тылым» («Мой материнский язык»), С.П. Данилова «Төрөөбүт тыл» («Родной язык») анализируется своеобразие индивидуально-стилистического осмысления родного языка. Авторами статьи подчёркивается значимость привлечения словесно-художественных произведений для повышения престижа родного языка.
Актуальность темы продиктована тем, что проблема северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева, написанных в период ссылки в Якутске, практически не рассматривалась. Предметом интереса исследователей, как якутских, так и российских, становились прозаические произведения и лиро-эпические поэмы писателя. Между тем именно малые формы лирики поэта-декабриста демонстрируют начало формирования сакрального образа Якутии в русской литературе. Целью статьи является рассмотрение поэтики северного пространства в стихотворениях А. А. Бестужева-Марлинского. Северный локус становится той пространственной точкой, в которой лирическому герою открывается перспектива мифологического инобытия. Текстуальный анализ с целью изучения поэтики лирики А. А. Бестужева-Марлинского позволяет выписать систему образов в художественной картине мира автора, которые определяются как мироощущением, так и мировоззрением поэта-романтика. В качестве инструментов создания системы образов поэт применяет разнообразные приемы: от троп до авторских слов. Немалое значение при этом также имеет специфическое сочетание категорий времени и пространства, подчиненное основным мотивам поэтических произведений автора. В данной работе рассматривается не только то, как средства художественной выразительности передают картину поэтического мира лирического героя, но и формируют атрибуцию северных пространств. Северные пространства через призму романтизма представляют собой идеальную ситуацию, в которой категория дома чаще всего передается через категории воспоминания или мечты. Именно через противопоставление топосов дома и Севера выстраивается итоговая картина окружающего мира, в рамках которого находит себя лирический герой. Также в художественном мире поэта можно проследить разницу между внешним (реальным) и внутренним (перцептуальным) пространством. Однако при этом пространство действительности зачастую сливается с картинами интроспекции, размывая границы между внешним и внутренним. Ассоциации, наделяющие идеальный внутренний мир лирического героя реальными картинами природы (пространство Севера), выполняют функцию достижения гармонии между внутренним и внешним пространствами.
Наибольший интерес для современных гуманитарных исследований представляют концепты, которые понимаются как структурные единицы человеческого сознания, хранящие совокупность знаний, прежде всего о явлениях окружающего мира,
сопровождающих человека с глубокой древности и являющихся частью национальной культуры. То есть это многокомпонентная ментальная сущность, которая является результатом отражения реального мира в сознании человека в контексте этно- и социокультурной специфики. Целью работы является изучение особенностей художественного воплощения первичного концепта семья в прозе К. Г. Карнышева. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотрение понятия «концепт» в гуманитарных науках; 2) изучение реализации концепта семья в русской литературе XX века; 3) определение составляющих базового концепта семья; 4) исследование концептуализации семейных отношений в прозе К. Карнышева; 5) анализ центрального вторичного концепта дом; 6) выявление особенностей воплощения вторичного концепта род. Процедура и методы. В работе использованы проблемно-тематический (анализ тематики и проблематики произведений писателя с учетом особенностей их миропонимания), историко-литературный (исследование творчества писателя в контексте исторического процесса), концептуально-культурологический методы. Результаты. Проведенный анализ показал, что «семья» в прозе К. Г. Карнышева – это основа жизни человека, именно в семье определяется система ценностей и жизненных установок. Рассматривая межличностные отношения в семье, автор с горечью говорит об утрате родственной духовной связи между близкими людьми. Стираются рамки, уничтожаются стереотипы – разрушается традиционное понятие семьи. Но для К. Карнышева по-прежнему именно семья является необходимым условием формирования личности человека; в семье закладываются нравственные основы. Теоретическая и/или практическая значимость. Творчество К. Карнышева дает богатый материал для изучения истории, культуры и быта региона. Темы и проблемы, которые автор решает в своих произведениях, остаются актуальными и интересными, так как литература – это отражение жизни.
В статье рассмотрены жанровые особенности документального романа “Дорогами минувших лет” («Ааспыт кэм аартыктарынан», 2021), написанного народным писателем Якутии В. Е. Васильевым-Харысхалом. Он является автором исторических драм, которые ставятся на сцене театров РС(Я). Писатель создавал драмы на основе архивных документов, в которых отражается история якутской жизни начала ХХ в. Его произведение «Дорогами минувших лет» по жанру является документальным романом. Он основан на материалах архива, воспоминаниях и письмах, доподлинно документален. Вместе с тем, произведение отличается своеобразной художественной формой, которая выражается в особом лирическом повествовании самого автора, а также в способах раскрытия образа главного героя.
Цель исследования заключается в изучении понятия документального романа и выявлении его специфических особенностей. В статье подчеркивается, что документальный роман рассказывает о малоизвестных периодах и событиях, которые до сих пор остаются не освещенными в истории Якутии. Писатель использует собственные путевые записки, которые вел во время своих исследовательских путешествий, использует личный опыт и впечатления, чтобы создать более эмоциональную связь с темой и персонажами произведения. Это позволяет читателю лучше понять авторскую мотивацию и особое отношение к рассказываемой истории.
Таким образом, изучение документального романа и его жанровых особенностей имеет большую ценность, т. к. проблемы малоизученных страниц истории вызывают интерес у читателей. Документальный роман предоставляет уникальную возможность сочетания реальности и художественного полета творческой мысли, что позволяет лучше понять и оценить историю.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ФОЛЬКЛОРА. ПОЭТИКА
Изучение региональных традиций олонхо считается актуальным направлением в якутской фольклористике. По материалам исследований научных сотрудников ИГИПМНС СО РАН С. Д. Мухоплевой и Н. А. Дьяконовой, начиная с ХVII в., на территории Хангаласского улуса проживало около 60 олонхосутов. Это свидетельствует о том, что в Хангаласском улусе сказительское искусство было довольно распространено. Исследование сказительской традиции олонхосутов Хангаласского улуса относится к малоизученным темам якутской фольклористики. Объект исследования: сказительские традиции олонхо Хангаласского улуса. Предметом исследования являются олонхосуты Хангаласского улуса, формы исполнения олонхо, ареал бытования. Цель работы – изучение исполнительской традиции олонхо Хангаласского улуса. В статье использованы следующие методы исследования: описательный метод – для характеристики форм бытования, картографический метод с использованием географических информационных систем – для определения ареала бытования олонхо в Хангаласском улусе. В результате исследования выявили имена 78 олонхосутов из разных источников: справочника «Олонхосуты Якутии», библиографического справочника Хангаласской улусной библиотеки, сайта Олонхо, Цифрового архива Научно-исследовательского института Олонхо СВФУ и из воспоминаний местных жителей. Разделили сказительские традиции хангаласских олонхосутов на 4 локальные группы: мальжагарские олонхосуты, малтанские олонхосуты, олонхосуты округа Эркээни и олонхосуты округа Самыртай.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения специфики взаимодействия фольклора и литературы с точки зрения преемственности традиций устной словесности и их художественной интерпретации и трансформации в якутской литературе. До сих пор остаются малоизученными проблемы функционирования и интерпретации в структуре литературного текста фольклорного нарратива. Между тем народные предания и легенды являются одними из важных жанро- и сюжетообразующих компонентов якутской литературы. Новизна исследования заключается в том, что впервые в якутском литературоведении рассматривается процесс формирования сюжетно-мотивного комплекса в народных преданиях об отдельном мифологическом герое в различных вариантах от разных источников и его функционирование в современной якутской литературе. Цель исследования – выявить особенности формирования сюжетно-мотивного комплекса о Таас Уллунгахе в фольклористике и специфики его художественной интерпретации в различных жанрах якутской литературы второй половины ХХ и начала ХХΙ вв. (в историческом романе, драме стихах и поэме). Задачи исследования: 1) сравнение и типология сюжетно-мотивного комплекса в народных преданиях о Таас Уллунгахе в фольклорно-этнографических работах Г. В. Ксенофонтова, А. Е. Кулаковского, Д. И. Дьячковского-Сэһэн Боло; 2) выявление особенностей функционирования и трансформации сюжетно-мотивного комплекса, сложившегося в мифо-фольклорных текстах, в драме стихах «Долина Керяйи» и стихотворении «Тыгын и Таас Уллунгах» И. М. Гоголева-Кындыла, историческом романе «Тыгын Дархан» В. С. Яковлева-Далана, в “маленькой” поэме «Таас Уллунгах» Н. И. Харлампьевой. В исследовании применен источниковедческий анализ происхождения основных сюжетов и мотивов в преданиях о сыне Тыгына Таас Уллунгахе (Муос Уола) и их сопоставительный анализ в литературных произведениях ХХ в. Сравнение сюжетов и мотивов преданий в фольклорном нарративе и литературном произведении рассмотрено в контексте взаимодействия двух поэтических систем: устной (зафиксированной в письменной «книжной форме) и литературной. Такой подход позволит обнаружить некоторые общие свойства художественной структуры обеих систем.
В условиях внедрения постнеклассических парадигм в изучении устного народного творчества своевременным представляется обращение к одному из ярких образцов народного творчества северной локальной традиции – к тексту олонхо «Дугуйа Бёгё», высоко оцененного в свое время с научной точки зрения фольклористами С. И. Боло, В. М. Никифоровым, историком А. П. Окладниковым. Новизна настоящего исследования заключается в попытке обозначить пути дальнейших исследований текста этого своеобразного олонхо, а также прилагаемой к нему карты эпического мироздания, содержащей ценные сведения об исторических, этнографических, топонимических, гидронимических фактах. Цель настоящей статьи – выделить особенности языковой ткани, структуры, семантики, семиотики олонхо «Дугуйа Бёгё» и обозначить вектор комплексного обсуждения проблем в его исследовании. В работе реализуется исторический подход, используются методы обзора, герменевтики, обобщения, структурный и функциональный анализы. Автор останавливается на описании структурной организации, некоторых семантических особенностей, специфики системы образов, насыщенности знаковой системы, своеобразия языковой ткани, многообразия применений художественно-изобразительных средств, жанровых взаимоотношений в исследуемом олонхо. Сообщается, что наблюдение в тексте элементов сарказма, юмора и иных форм комического, возможно, указывает на былое бытование и развитие национальной сатиры в оймяконской традиции. Автор приходит к выводу о необходимости разностороннего исследования текста и эпической карты модели мира олонхо «Дугуйа Бёгё» в ракурсе знаний и методов других наук – истории, этнографии, лингвистики, географии, семиотики, мифологии, что и обозначает перспективы направлений дальнейшей работы с данным многоуровневым и многомерным эпическим текстом.